Автор: Оксана Герасимова
Деятели культуры объяснили, в чем гениальность Андрея Тарковского
Выдающемуся мастеру, вынужденно эмигриравшему из СССР, режиссеру Андрею Тарковскому в понедельник, 4 апреля, могло бы исполниться 90 лет. О том, почему его произведения считаются гениальными и до сих пор возглавляют списки лучших фильмов всего мира, в книге «Вселенная Тарковские: Арсений и Андрей» Максим Гуреев. Об этом сообщает 360tv.ru.
По словам автора книги «Вселенная Тарковские: Арсений и Андрей» режиссеру Тарковскому в некотором смысле удалось совершить революцию. Он полностью разрушил установленные каноны и создал свой особенный киноязык.
«В СССР, да и в большинстве других стран, считали, что в фильме обязательно должен быть сюжет, герои, понятные зрителям, какая-то идеологическая составляющая, ну и добро, побеждающее зло. Андрей Тарковский полностью создал свой особенный киноязык. Вместо сюжета в его фильмах переплетаются случайные истории, зрителям крайне сложно ассоциировать себя с персонажами, а вместо морали там бездна философская», — рассказал он.
Ржиссер и сценарист шведского происхождения Ингмар Бергман называл работы Тарковского неким чудом.
«Когда я открыл для себя первые фильмы Тарковского, это было чудом. Я вдруг очутился перед дверью, от которой у меня никогда не было ключа; перед комнатой,куда я всегда хотел проникнуть. Андрей Тарковский же чувствовал там себя совершенно непринужденно. Кто-то смог выразить то, что я всегда хотел сказать, но не знал как », — говорил Бергман.
По словам Константина Лопушанского, который проходил практику на съемках фильма «Сталкер», для Тарковского была важна визуальная составляющая кинокартин, поэтому перед каждой съемкой была проведена серьезная подготовка:проводилась длительная беседа с актерами, долго выставлялся свет, выстраивался кадр.
«Вчера Н. Т. Сизов продиктовал замечания и претензии к «Солярису», накопленные в разных инстанциях — в отделе культуры ЦК, у Демичева, в Комитете и Главке. Этих замечаний я записал 35. Их очень много, и они (если их выполнить, хотя это и невозможно), разрушили бы до основания картину. То есть история более страшная, чем с «Рублевым», — писал Тарковский в книге «Мартиролог. Дневники».
Отсюда становится понятным его нежелание возвращаться в СССР и остаться в Италии. Получив отказ от Госкино на просьбу остаться в Европе для реализации проектов, 10 июля 1984 года на пресс-конференции в Милане Тарковский заявил, что больше не вернется в Советский Союз. «Это был самый отвратительный день моей жизни», — говорил режиссер позднее.
Принято считать, что два с половиной года эмиграции стали для Тарковского временем угасания. На самом же деле он успел больше, чем за 20 лет работы в СССР. В СССР с 1962 по 1984 год — пять фильмов и один спектакль, на Западе с 1984 по 1986-й — два фильма, спектакль, книга «Запечатленное время».
Андрей Тарковский умер 29 декабря 1986 года в Париже в 54 года от рака легких. Его последней работой стал фильм «Жертвоприношение». В нем он обращается к потомкам, чтобы те не развязали ядерную войну.
Напомним, что запланированный на 4 апреля в кинотеатре «Художественный» в Москве торжественный вечер «Миры Андрея Тарковского. Memoria» сегодня откроет Год Тарковского в России.
Ранее Вести Московского региона сообщали, что генеральный директор «Москино» Наталья Мокрицкая сообщила, что специальную транспортную карту «Тройка» планируют выпустить к 90-летней годовщине со дня рождения режиссера Андрея Тарковского.
По ее словам, сейчас ведется совместная работа с департаментом транспорта, отметив, что это будет полезно всем, а люди, которые ездят в метро, возможно, захотят посмотреть фильмы Тарковского.